Советов по тому, как начинать ГВ много, а вот тем, кто замучился с постоянными прикладываниями уже взрослого ребенка - статья про то, как правильно воспитывать ребенка после 1,5 лет, находящегося на ГВ.
Пора отлучать или пора заняться воспитанием?
Многие молодые мамы, ещё будучи беременными, решают кормить новорождённого своим молоком. Часть из них полна энтузиазма кормить грудью, до тех пор, пока для малыша это нужно и важно. Это желание, само по себе естественное и замечательное, бывает сложно с комфортом реализовать на практике, если у мамы не было наглядного примера долгого кормления.
Наверняка такое намерение было и у Вас. Вспомните, что Вы чувствовали и как действовали, когда начинали ухаживать за своим новорождённым малышом? Вот он, маленький и беспомощный, нуждающийся в мгновенной Вашей реакции на его беспокойство. Для него всё вокруг - новое и пугающее, свежи в памяти впечатления родов, к тому же непонятно, что делать с этим неудобным, очень чувствительным, а порой – и болящим – тельцем. У малыша не так-то много поводов радоваться жизни, и хорошо он чувствует себя только у Вас под грудью. Вы предлагаете ему это утешение на любое беспокойство, что совершенно обоснованно для такого крохи. И, как ответственная и чуткая мама, Вы, скорее всего, сохраняли такое отношение к ребёнку и в месяц, и в год, и в полтора. Наверное, вместе с чувствами Вы сохраняли прежним и поведение: прикладывания к груди по первому требованию, в любое время, в любом месте. Но взгляните на своего детёнка: он подрос, и его потребности отличаются от прежних, и вслед за этими изменениями должно меняться и Ваше поведение. Но, реагируя на требования годовасика или двухлетки так же, как на требования месячного малыша, Вы изматываетесь, всё чаще чувствуете раздражение, ощущаете себя «под каблуком» у ребёнка, и в целом получаете от грудного вскармливания гораздо меньше положительных эмоций, чем раньше. «Если бы я знала, что так будет…», - подчас сокрушаетесь Вы в разговорах с близкими. И всё чаще у Вас проскакивают мысли о завершении этого, ставшего утомительным, процесса. Да ещё и некормящие подруги, не так «привязанные грудью» к своим детям и позволяющие себе отдохнуть без них, удивляются Вашим «чудачествам».
Кормим и воспитываем
Логично, что вести себя с беспомощным крохой и более самостоятельным ребёнком надо по-разному. Для того, чтобы процесс кормления грудью был Вам в удовольствие, надо правильно его организовать в начале пути. Необходимо продумать и удобно обустроить быт с малышом, чтобы Вы не выматывались, высыпались и имели возможность наслаждаться материнством (наверняка Вы так и сделали в своё время). А позже нужно корректировать свою линию поведения, расти вместе с ребятёнком. Ведь он меняется, всё больше претендует на самостоятельность, проявляет любознательность и интересуется всем вокруг, делая порой вещи, не очень-то Вам приятные. И его, естественно, приходится ограничивать. Вы, как мудрая мама, должны направлять поведение ребёнка в желаемое русло, показывать границы его «компетентности», учить взаимодействовать с другими людьми, в первую очередь – с собой. Ваша задача - не только ухаживать за малышом, но и воспитывать его, и главный Ваш помощник в этом важном деле - правильно организованное грудное вскармливание. Оно с первых дней жизни ребёнка служит не только способом питания, утешения и демонстрации Вашей любви и надёжности. Это - и средство воспитания. Регулируя поведение под грудью, Вы учите малыша сопоставлять свои желания с желаниями окружающих: например, ребёнку хочется покрутить Вам сосок, но Вам это не нравится, поэтому Вы чётко даёте понять ему это. Подросшему малышу может понравиться демонстрировать вашим друзьям, как он ловко достаёт грудь из Вашей кофточки, но здесь Вы тоже устанавливаете границы и следите за их неприкосновенностью. Когда любящая мама разумно ограничивает ребёнка, у него создаётся ощущение, что мир, в котором он живёт, логичен и надёжен, и гарантом этой надёжности служит мама, её предсказуемое поведение. Это необходимо для гармоничного развития психики, разума и души ребёнка. Время от времени малыш проверяет, на месте ли границы, и, убедившись, что мир по-прежнему стабилен, спокойно живёт дальше.
Отлучение не способ решения проблем
Мне, как телефонному консультанту, часто приходится общаться с мамами, которые недовольны сложившейся в их жизни ситуацией, и разрешение её видят в том, чтобы отлучить ребёнка от груди. Но сложность состоит в том, что обнаруженные проблемы не решаются таким путём. Если мама всё же отлучит ребёнка, все вопросы их взаимоотношений останутся, а инструмент их решения станет маме недоступен. Так, детки, которые диктовали маме, в какой позе, какой грудью, с каким антуражем кормить, продолжают и дальше диктовать маме условия: куда маме идти, чем заниматься, и возмущаются, если мамины планы не совпадают с их желаниями. Те, кто неохотно ел прикорм даже с развлечениями и прибаутками, продолжают оставаться «плохими едоками» и не учатся в одночасье культурно вести себя за столом. Любители оттягивать на себя внимание окружающих с помощью нытья и капризов преуспевают в этом ещё больше. А мама, как не смогла раньше научиться делать домашние дела вместе с ребёнком, так и по-прежнему не может позволить себе спокойно заняться ими.
Очень часто встречается ситуация, когда грудь является для мамы некой «палочкой-выручалочкой», которой можно пользоваться бездумно по любому поводу. И когда это средство решения всех проблем уходит из её жизни, тут-то и выясняется, что без груди мама не умеет ни успокоить малыша, ни отвлечь его, ни призвать к порядку. Сглаженные раньше за счёт грудного вскармливания сложности встают теперь во всей своей остроте. Проблемы воспитания, если уж они возникли, успешно решаются только при условии ощущения малышом маминой поддержки, надёжности, тыла. Наличие такого контакта помогает маме постепенно добиваться желаемых результатов. Отлучая же ребёнка от груди, мама сразу становится с ним по разные стороны баррикад: они уже не союзники, решающие общую для них задачу, а соперники в состоянии войны. Ведь для мамы, как правило, очевидно, что проблемы с поведением ребёнка имеются, и она всё-таки пытается по-своему их решать, а значит, боевых действий избежать не удаётся. И подобная конфронтация не может пройти бесследно для психики малыша, его взаимоотношений и с мамой, и миром в целом.
Так что же, всё-таки, делать?
Давайте разберём типичные жалобы мам, которые устали кормить своё чадо и мечтают «вздохнуть свободно». А также посмотрим, что теперь мама может сделать для того, чтобы и воспитание подкорректировать, и вернуть процессу кормления былую привлекательность.
Для начала примем за аксиому, что мама не собственность ребёнка, а отдельная личность со своими границами. Ребёнок, конечно, составляет очень важную часть её жизни, но всё же – это только часть. Маме, как и любому человеку, необходимо своё личное, интимное пространство, возможность посвятить некоторое количество времени только себе и своим делам. Кроме того, у мамы, помимо малыша, есть и другие заботы о семье и о доме.
Итак, поводы к отлучению, чаще всего выдвигаемые мамами:
* «Я ничего не успеваю сделать по дому, я постоянно кормлю!»
После года имеет смысл немножко оттягивать момент прикладывания к груди в ответ на просьбу ребёнка: «Сейчас домою вот эту чашку», «полью вот этот цветок», «вымою руки»… Важно, чтобы причина отсрочки была для малыша очевидна. Чем старше ребёнок, тем больше времени может проходить от высказанной просьбы до её выполнения. Детки на третьем году жизни уже довольно часто находят себе другое занятие, пока мама доделывает своё дело. Длительность прикладывания тоже можно ограничивать: забирать грудь, как только ребёнок перестал жадно сосать: «Ну, всё, а теперь пойдём-ка бельё в машинку складывать!»
Также на пользу всем пойдёт привлечение малыша к делам мамы: в нашем доме, например, имеется двойной, а то и тройной комплект хозяйственных принадлежностей – разделочные доски и ножи, губки для мытья посуды, веники, тряпки… Ребятёнок охотно стремится подражать взрослому, вместе с ним мыть пол и посуду, например. Очень любят дети возиться с тестом, мазать пирожки, чистить и резать овощи, солить-перчить, сыпать чай в чайник, помогать накрывать на стол, собирать разбросанное в коробки, вытирать пыль, особенно, если её хорошо видно… Smile Главное при этом – не забывать, кто управляет ситуацией, и не позволять, например, рассеивать муку по всей кухне, а слоем бусинок покрывать ковёр. Вам, как рулевому, всегда нужно держать в поле зрения цель и вовремя выводить на неё своё чадо.
* «Мне неприятно, когда ребёнок задирает на мне кофту при посторонних»
Такая ситуация возникает тогда, когда поначалу Вас умиляют достижения малыша в «добывании» себе пропитания и утешения: «Смотри, как телёнок!», «Ой, какой молодец, добытчик!». Но рано или поздно Вам приходится определиться в своём отношении к такому самоуправству ребёнка. Мы же помним, что мама – отдельная от малыша личность, не правда ли? Она вправе распоряжаться своим телом по своему усмотрению. Если момент упущен, Вы, тем не менее, можете установить другие правила: грудь достаёте только Вы сами, ребёнок лишь даёт понять, что она ему нужна.
* «Мне неудобно кормить в общественных местах такого большого ребёнка»
А это совсем и не обязательно! Более того – не нужно. Исключением может служить ситуация, когда малыш заболел или очень устал – а это, согласитесь, случается нечасто. Перед выходом из дома можно приложить ребёнка к груди «на дорожку», и в случае его требования, например, в автобусе объяснить, что снова он получит грудь «на привале», а пока можно понаблюдать за машинками из окна. Кстати, надо иметь в виду, что маленьких детей очень утомляет дорога с вынужденным бездействием. Хорошо бы запастись на этот случай несколькими развлекалочками, чтобы скоротать время в пути. А на прогулке, в гостях, в магазине отвлечь ребёнка от груди не составит особого труда – вокруг ведь столько интересного!
статья очень большая, продолжение здесь:
РЕКЛАМА://www.mamina-РЕКЛАМА/publ/malysh ... /11-1-0-57