Елена З. » Сб ноя 20, 2010 3:15 am
При встрече с новым возбудителем иммунная защита вступает в действие после развития болезни, помогая справиться с ней и оставляя невосприимчивость только к этому возбудителю. Это так называемый “специфический иммунитет”. Для того чтобы предотвратить другую инфекцию, ею также надо сначала заразиться, поскольку антитела к одному возбудителю не защищают от другого.
Иммунная система располагает рядом механизмов, защищающих нас от многих возбудителей, невзирая на их специфичность. Достигается это действием ряда защитных факторов. Например, лизоцим, содержащийся в крови и слюне, способен до известной степени подавлять рост микробов. В крови и бронхиальном секрете присутствует фибронектин – другой представитель этой группы защиты. В крови и тканях также есть ряд систем, способных подавлять рост микробов. Если бы их не было, мы бы постоянно страдали от микробных инфекций. К сожалению, полностью предотвратить многие бактериальные и вирусные инфекции эти системы не в состоянии, так что специфический иммунный ответ на инфекцию остается основой иммунной защиты. И все же, чтобы получить невосприимчивость, совсем не обязательно болеть. С помощью вакцинации удается создать специфический иммунитет без перенесения соответствующей инфекции. Можно ли заменить вакцину “неспецифическими мерами защиты”? Нет, от “управляемых вакцинацией” инфекций не дадут защиты ни хорошее питание, ни закаливание, ни какие-то другие методы. При встрече с возбудителем ребенок имеет все шансы заболеть. А болеют ли привитые? Да, у некоторых детей по той или иной причине иммунитет может оказаться недостаточным, такой ребенок заболеет.
Многие родители, дети которых часто болеют ОРВИ, считают, что это признак иммунодефицита. Некоторые иммунологи поддерживают такую точку зрения, ставя диагноз “вторичного иммунодефицита”. Родителям и больному от этого не легче, поскольку раз дефект иммунитета есть, значит, его надо исправлять. У детей исследуют иммунограммы, проводят курсы лечения иммуномодуляторами, обычно без заметного успеха. Что же является причиной болезней? При подозрении на иммунодефицит исследуется содержание иммуноглобулинов (иммунограмма), иногда – фагоцитоз, редко – способность вырабатывать антитела. Каждый из этих тестов имеет четкую границу нормы, ниже которой – иммунодефицит. В норме разброс показателей может быть очень значительным. Поэтому проведение иммунологического исследования без клинических признаков иммунодефицита нецелесообразно, а его результаты не подлежат интерпретации.
Известно более 300 разновидностей респираторных вирусов, причем иммунитет к ним можно приобрести только в результате заболевания, поскольку вакцин от них нет. Поэтому дети, начиная со второго полугодия жизни, переносят одну за другой эти инфекции. Исследование частоты ОРВИ показало, что дети раннего возраста как в развитых, так и в развивающихся странах переносят в год 5-8 заболеваний. Из-за большего числа контактов городские дети болеют чаще сельских (до 12 раз в год в крупных городах). Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, первые год-два болеют особенно часто, затем частота ОРЗ снижается. Домашние дети, напротив, чаще болеют в школе, поскольку до этого имели меньше контактов с инфекцией. Дети-аллергики болеют чаще – дело опять-таки не в их иммунодефиците, а в особенности их иммунного ответа на вирусную инфекцию. Но не только частые контакты с источником инфекции или аллергия могут способствовать повышенной заболеваемости. Заражение вирусами происходит через нос, и чем ниже барьерная функция носа, тем легче вирусу проникнуть в организм. Снижается она при нарушении кровообращения в слизистой под влиянием холода, причем только у незакаленного ребенка. У закаленного, даже не имеющего антител к данной инфекции, больше шансов не пропустить вирус или же задержать его на время, необходимое для выработки иммунитета. Поэтому закаленный ребенок или не заболеет совсем, или переболеет легко. Другой пример – состояние миндалин и аденоидов. Только здоровые миндалины способны выполнять свою иммунологическую функцию, если же они изменены повторными воспалениями, то не только не помогают в борьбе с инфекцией, но и сами становятся ее источником. И в этом случае речь идет не о дефекте иммунитета, а о хроническом тонзиллите. Затруднение носового дыхания при увеличении аденоидов ведет к дыханию через рот, недостаточному увлажнению воздуха, подсушиванию слизистой бронхов и снижению их способности очищать воздух. Большинство таких детей повторно лечатся антибиотиками, подавляющими нормальную флору, и своевременно не вакцинируются из-за наличия “вторичного иммунодефицита”. Поэтому их незащищенность перед инфекцией возрастает еще в большей степени. Что же делать? Ответ очевиден: прежде всего надо забыть об иммунодефиците и найти истинную причину частой заболеваемости.
Если ребенок маленький, не стремитесь “познакомить” его с большим числом посторонних. Помните, что каждый из них может стать источником инфекции для вашего ребенка. Пусть лучше общается на улице.
Закаляйте ребенка, это повышает устойчивость к респираторной инфекции.
Следите за состоянием миндалин и аденоидов, при их заболевании – лечите.
Своевременно вакцинируйте ребенка, опыт показывает, что частоболеющие дети нормально переносят прививки, а болеть корью или коклюшем, в дополнение к их ОРВИ, совсем ни к чему.
А ГЛАВНОЕ, НЕ СВАЛИВАЙТЕ “ВИНУ” ЗА ЧАСТЫЕ РЕСПИРАТОРНО-ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ НА ДЕФЕКТЫ ИММУНИТЕТА ВАШЕГО РЕБЕНКА – СКОРЕЕ ВСЕГО, ИХ У НЕГО НЕТ.