Ребенка лучше похвалить, чем отругать
Из двух методов - поощрение и наказание - последнее кажется более
действенным, но это не совсем так. Наказание может вызвать у ребенка
противоположную реакцию - открытого неповиновения. Дело в том, что и похвалой
и наказанием нужно пользоваться очень осторожно.
Представьте себе маму, несущую к столу стакан сока. Ее малыш, которому уже
хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама
говорит: "нельзя" и бросается к нему в ужасе, что он прольет сок. Это
неправильно. Она же и упрекнет потом ребенка, когда он подрастет, что он ей
не помогает. Даже если ребенок хочет сделать что-то, что ему еще трудно,
лучше похвалить его: "Какой ты у меня большой стал", затем отлить немного
сока и дать ему донести стакан. Такой подход очень важен.
Как-то доктор Сузуки рассказал мне об ученике, которого он встретил в
провинциальной музыкальной школе. Ребенок считался совершенно безнадежным. Он
играл на скрипке ужасно, никто не мог помочь ему. "Ты поиграешь мне?" -
спросил доктор Сузуки. Это было очень плохое исполнение, но доктор похвалил
ребенка: "Замечательно, замечательно", - и добавил: "А я играю это так. Как
ты думаешь, у тебя получится так же?" - "Получится", - ответил мальчик и
снова взялся за скрипку, стараясь изо всех сил. И что поразительно, у него
стало получаться лучше.
Оказалось, что в последнее время беднягу только ругали, а он жаждал
поддержки, похвалы. Доктор Сузуки считает, что с детьми гораздо легче, если
не порицать их, а хвалить.
Разумеется, быаают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но
вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или
попытаться убедить его. Если малыш рвет газету, которую вы еще не прочитали,
то вместо того, чтобы просто отнять ее у него или хлопнуть его по рукам,
можно подсунуть ему старую газету. Если этого не сделать, а просто отобрать,
вы подавите в нем очень важный импульс к деятельности, да еще и заберете
предмет, который ему интересен, оставив его без дела. Если вы не можете
предложить ребенку никакой альтернативы, надо по крайней мере объяснить,
почему чего-то делать нельзя. Может, он и не поймет вашего объяснения, но он
услышит ноту убежденности в вашем голосе, и это на него подействует
положительно.
Шлепать ребенка можно только пока он еще мал
"Глупый король в окружении слепо преданных министров" - так кто-то описал
новорожденного и его родителей, подчиняющихся каждому его желанию.
Как бы ни был король глуп, пока он еще совсем маленький и почти весь день
спит, родителям с ним не так трудно. Однако к 2-3 годам он может стать таким
эгоистичным, что будет почти неуправляем. И тогда родители начинают
приструнивать свое чадо. Они ругают и наказывают малыша, когда он делает
что-то "неправильное", превращаясь вдруг из обожателей в строгих нянек, хотя
на данной стадии развития ребенка это уже не дает видимых результатов.
Родители, возможно сами не сознавая этого, испортили его, ведя себя как
"слепо преданные министры" в течение первого года жизни ребенка. Примерно в
2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, его "Я", и
тогда он готов его отстаивать. Он больше не слушается родителей, и чем больше
его ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится и
тем сильнее раздражаются его родители. Чтобы избежать развития этого
порочного круга, есть только вдин выход - воспитывать и приучать ребенка к
дисциплине, пока ему еще нет года, до того как в нем проявится его "Я".
Приведем простой пример. Ребенок должен есть строго по расписанию, тогда он
не будет переедать и быстро избавится от привычки мочиться в постель. И вам
не надо будет затрачивать лишних усилий, чтобы бороться с этой привычкой.
Если же не обращать на это внимания, исповедовать принципы "свободного"
воспитания, то это может обернуться катастрофой для ребенка.
В возрасте до одного года малыша не оскорбляют физические наказания. И,
наоборот, 2-З-летний ребенок остро реагирует, если его отшлепать. Поэтому,
если сначала баловать ребенка, а потом вдруг стать строгим, это только
подогреет в нем чувство протеста. И результат будет обратный, по сравнению с
тем, которого ожидают родители.
Итак, шлепать ребенка можно только пока он еще слишком мал и не может
воспринять это как оскорбление.
Масару Ибука. После трех уже поздно
РЕКЛАМА://xbaby.info/