Пушистик » Чт апр 10, 2008 1:18 pm
Важные уроки (карапуз и ложка)
Вся жизнь малыша складывается из уроков. Он постоянно учится. Учится говорить, ходить, распознавать предметы, правильно себя вести в обществе. И это самое поведение в обществе дается ему, чаще всего, сложно. Ну почему нельзя плюнуть в глаз врагу, если он отбирает машинку, или походить голышом по улице, или заглянуть под юбку тете Маше. Для ребенка понять все это не просто. А мы все пичкаем и пичкаем его этикетом…
А этикет, как и положено, диктует определенные правила, например о том, что кушать надо ложкой, вилкой и желательно ножом. Разобраться во всех этих премудростях и взрослому-то человеку не очень просто, что уж говорить о полуторагодовалом малыше. Тем более, что столовых предметов великое множество. Одних вилок мы насчитали пять штук (и это наверняка еще не полный список).
Но сегодня мы, пожалуй поговорим об самом простом и самом необходимом столовом приборе – ложке. Именно к ней необходимо в первую очередь приучать малыша. Кстати, спрашивая у мамочек совета в этом деле, мы и не подозревали, что заставить ребенка есть ложкой, огромная проблема. Карапузы ни в какую не хотят есть самостоятельно, а тем более при помощи какой-то железяки. Еще бы, ведь куда проще и интереснее возиться в каше руками, облизывая пальчики и размазывая остатки по своим мордашкам. Но правила есть правила и учиться все же нужно.
Урок №1
Когда начинать?
Почему-то на самые простые вопросы очень сложно правильно ответить. И дело вовсе не в том, что мы не знаем. Знаем. И даже многие из нашей редакции уже научили своих детей пользоваться ложкой. Но выяснилось, что обучение это происходило абсолютно в разном возрасте. Кто-то начал знакомить кроху и ложку еще в восемь месяцев, кто-то ближе к полутора годам. Так что тут мнения разошлись. Но в общем можно сказать, что вы точно не ошибетесь, если начнете процесс обучения примерно к году. В этот период ваш детеныш уже вполне способен есть самостоятельно. К тому же умение пользоваться ложкой способствует тренировке кисти, совершенствованию координации движений, а это необходимо для общего развития ребенка.
Урок №2
Знакомство
Естественно ваша детка видела, что папа и мама едят суп, черпая его совсем не ладошкой. И даже наверняка малыш держал ложку в своих руках. Но, в силу того, что есть ею было совсем не удобно, она ему быстро надоедала. И в ход шли руки.
Знакомит ребенка с ложкой надо аккуратно. И думаем, что для начала лучше всего дать малышу ложку красивую и безопасную. Такую можно купить в любом малышковом отделе магазина. Чем ярче она будет, тем интереснее крохе. Сразу же объясните что это такое и для чего это нужно. Но не ждите мгновенного результата. Пусть первое время малыш просто играет ею во время еды.
Урок №3
Сидим, вместе едим
Пришло время приучить вашего карапуза к общему столу. Теперь, когда кроха подрос, он должен есть вместе с вами. И вскоре вы увидите, как он сам потянется за ложкой. Весь фокус состоит в том, что маленькие детки очень похожи на попугайчиков. Да вы и сами заметили, что малыш вовсю старается подражать вам. Конечно же он не станем моментально правильно держать ложку, и черпать суп именно ею. Сначала кроха не без удовольствия поковыряется ею в ухе, почешет голову, но у него уже проснется определенный интерес к этому предмету. А уж после того, как он наконец-то соизволит обратить внимание на то, что и как делают его родители с ложкой, обязательно постарается проделать то же самое.
Урок №4
Первые попытки
Пусть ребенок сначала поймет, что если есть еда, то обязательно должна быть и ложка. Поэтому дайте малышу наиграться этим новым для него предметом. Только не забывайте, что игра - это, прежде всего самостоятельная деятельность карапуза. Ни в коем случае не управляйте и не руководите его игрой. Даже если кроха будет довольно долго использовать ложку совсем не по назначению. В этой ситуации ваша задача внимательно следить за ним, дабы он не причинил себе вреда. А что касается прямого назначения ложки, то за этим дело не станет. Ведь дети имеют привычку тащить в рот все: от пальца до шнурков на папиных ботинках. Так что и ложке туда дорога.
Урок №5
Не хочу! Не буду!
Но не всегда все так просто как говориться. Иногда малыш начинает проявлять характер и наотрез отказывается брать ложку. Тут главное проявить терпение и ни в коем случае не ругать ребенка. В этой беде поможет самый обыкновенный суп. Только проследите за тем, чтобы бульон был не горячим, а теплым, чтобы избежать ожогов. Да и не забудьте про слюнявчики и салфетки. Просто после еды, поле битвы, будет напоминать кровавое побоище, а враг, то есть суп, будет повсюду.
Итак, приготовив обед, садитесь всей семьей за стол, и начинайте есть. Только не давайте бунтарю ложку. Есть суп руками просто невозможно, а изображение собаки малышу вскоре наскучит. Поэтому после долгих и мучительных экспериментов кроха сам попросит ложку. Только не теряйте терпения, пусть малыш вытворяет все, что только захочет. Тут главное не заставлять его насильно брать ложку. Остатки супа со стен и кофточек, вы уберете, пусть иногда и с трудом. Но зато после, результат превзойдет все ваши ожидания. А если будете заставлять ребенка есть именно ложкой, то он потом вообще не возьмет этот предмет в руки. Так же дело обстоит и с угрозами. Испугавшись, он, конечно же, возьмет ложку и начнет есть. Но таким способом вы можете нанести вред детской психике. И результаты ошибки будут преследовать вас и в дальнейшем. Ребенок может люто возненавидеть эту злополучную железку, и дело может дойти до того, что малыш впоследствии, категорически будет отказываться садиться с вами за стол. Тем самым, причиняя вред не только своему здоровью, но и разжигая огонь непонимания и скандалов в семье. Поэтому не торопитесь. Не получилось сегодня - получится завтра. Не взял ложку сто раз, возьмет в сто первый. Главное иметь терпение и понимание.
Урок №6
Обучение в игре
Если у малыша все же не получается есть самостоятельно, не расстраивайтесь, лучше поиграйте с ним. Возьмите ложку в свои уверенные взрослые руки и поиграйте в самолетики и гараж. Как вы уже догадались, самолетиком будет ложка с едой, а гаражом - рот малыша.
Урок№7
Праздник всегда!
Старайтесь за столом всегда поддерживать атмосферу праздника. Ни в коем случае нельзя ругать малыша или читать ему нотации во время еды. Даже если ваш несносный карапуз провинился и наказания не избежать, вы должны прежде его накормить, ну а уже потом сводить брови к носу. Ребенок должен с радостью идти за стол и, перекидываясь парочкой словечек с вами, весело, а самое главное комфортно поглощать пищу. Это способствует не только хорошему пищеварению, но и нормальному становлению и развитию хрупкой детской психики. Ведь, согласитесь, как приятно, когда за столом собирается большая семья, на лицах сияют улыбки, и звучит радостный смех. Всегда помните об этом.
Советы профессионалов:
Мария 28 лет: «У моей подруги (сторонницы свободного воспитания) дети до 7 лет так аккуратно есть и не научились. То из чая лимон достают сладкими пальцами, то мясо из борща выложат на стол, рядом с тарелкой, а потом его едят... Меня, например, тошнит, когда я это вижу - очень неприятное зрелище.
Говорят, что таким образом у детей развивается мелкая моторика. Если честно, то я как-то не заметила, чтобы это повлияло на их учебные достижения. Скорее, наоборот. Очень неаккуратные детки, все теряют, тетради грязные, а в кафе с ними ходить невозможно - могут и в чужую тарелку залезть, "попробовать", если у них другое блюдо...»
Антонина 35 лет: «Наш ребенок в 2,5 года уже мог есть вилкой и ножом, купили специальный детский наборчик - на белой скатерти. Сначала скатерть менялась перед каждым приемом пищи, потом - раз в день, а потом - раз в неделю. Со временем белую скатерть заменили цветной, когда появился необходимый навык. Теперь в нашей семье самый неаккуратный - это папа, после него вокруг тарелки всегда много пятен остается. Что ж делать, его в детстве этому не учили - вот и результат».
Амина, 23 года: «Я своей малышке давала ДВЕ ложки, в обе руки, а третьей, собственно, и производила основное кормление. Когда стало понятно, что дочка не левша, что активнее пользуется правой рукой, из левой руки ложку у нее забрала: "Видишь, этой ручкой есть неудобно, а вот этой как раз". Потом стали есть "по очереди": одну ложку я ей в рот запихиваю, следующую она сама. Конечно, поначалу, она мало что до рта доносила, но это было неважно, главное - принцип! И еще, я ей не разрешала той ложкой, которой она ест, размахивать и баловаться: "микробы попадут, грязная будет" и прочее. Постепенно дочь поняла, что ложка у нее в руке - только для еды. Но держать ее "как следует", не перекладывая в кулак, научилась только к 3 годам, когда в садик пошла - глядя на остальных».
Альмира 34 года: «Наш Дауренчик начал есть сам с 11 месяцев. Поначалу после кормления купание требовалось не только дочке, но и мне, а еще мытье, полов и очистка стен. На приучении к самостоятельности в еде ушло всего лишь 2 недели, наш личный рекорд. А моя соседка - маньячка чистоты - до сих пор жалуется на то, что ее барышня (в начале лета будет 3 года) не ест сама. Мне кажется, нельзя бояться, что ребенок останется голодным и вручать ему ложку».