Многа букоффф... извините.
Прошло 6 лет с того момента как я начала изучать и применять АБМ (АФИГЕТЬ!).
Так что можно уже немножко оглянуться назад и посмотреть что у нас получилось.
Кто нас знает, помнит с чего мы начинали - с ребенка, который в год не умел даже перевернуться, не говоря уже о сидении, стоянии, и прочих навыках. Гастростома, кислород, операции, госпиталь. Прогнозы что "не будет ходить, не будет говорить, не будет вас узнавать, какая школа, мама, о чем вы".
Мы начали АБМ в Июне 2012го, когда Дане было примерно полгода (био) и 9 месяцев календарных. Это было пухлое бревнышко которому было все большей частью по барабану. Он лениво поглядывал на игрушки и окружающий мир, шевелиться особо не желал, и в целом никуда не торопился. Ему было очень тяжело удерживать игрушки, о каких-то функциональных навыках типа "донеси еду до рта" говорить вообще не приходилось, поскольку помимо ДЦП у него была гастростома, оральная аверсия и красивый набор сенсорных проблем, когда он отказывался трогать почти все. Речь отсутствовала совсем.
До АБМ мы попробовали стандартную физиотерапию а ля "упражнения и массажик" от которой пользы оказалось ноль целых ноль десятых, и ни на что она не повлияла. Больше никаких насильственных методов мы не пробовали.
Мы занимались АБМ очень активно первые пару лет, чуть менее активно еще пару лет, и сейчас, когда Дане 6.5 лет, мы занимаемся 1-2 раза в полгода. Не потому что обленились, а потому что нам некогда
Даня ходит в обычную школу на полный день, в первый класс (и пойдет в продвинутую математическую во второй), а после школы ходит на дополнительные занятия по... *барабанная дробь" ... тэквондо (мама, смотри, kick-punch-block!). Он читает и пишет на двух языках, по математике усвистел хорошо за программу 3го класса и тормозить не собирается, по остальным предметам в среднем получает 4ки. У него пока еще тяжело идет речь (но прогресс охренительный за последние пару лет), у него есть основной диагноз диплегия, и еще пара медицинских проблем связанных с его ранним рождением, он устает быстрее прочих. Но это славный, добрый мальчик, которого обожают учителя (и, признаемся, девочки...), который никогда не упустит случая сказать "мама, какая ты сегодня красивая", который всегда готов помочь и поддержать, и который всегда найдет способ решить проблему - будь это решение сложной головоломки на компьютере над которой он может сидеть целый час или высокая горка на детской площадке (папа, помоги мне пожалуйста туда залезть). В общем, ничего так мальчик получился
Вы все меня знаете как большого защитника/пропагандиста АБМ (и в общем фельденкрайз подхода) и чем больше времени проходит, тем больше я убеждаюсь что нам исключительно повезло что этот метод попался мне на глаза, что я не поленилась его изучить, что рискнула забить на "классическую" терапию с концами и что нам достался наш любимый Эндрю.
Помимо самой терапии, все таки самые большие и важные перемены произошли в моем (и нашем, как семьи) мировоззрении, осознании процесса развития ребенка, смены парадигмы. От стандартного "надо делать упражнения/принимать лекарства/давай-давай-срочно-если-не-успеешь-до-трех-лет-то-все" мы довольно быстро (но не сказать что безболезненно) переключились на принципы АБМ - на осознанность, медленность, функциональность, вариации, и поиск радости движения. И научились эти принципы запихивать в каждую свободную минуту и окружающую среду. Сначала это было очень тяжело, придумывать эти вариации на "пустом" месте, искать как применить то что уже получается к новой игре, к новому навыку. Это реально перестройка собственных мозгов - у ребенка там вообще пусто было, так что ему нужно было только создать новые связи, наши же родительские мозги перестраивались с большим скрипом. Очень помогли самостоятельные занятия АБМ - когда попробуешь это на своем теле, на своих мозгах, то приходит более полное осознание того что ощущает ребенок. Я перестала удивляться что по окончании занятия ребенок вырубается - если я устаю, то насколько же это сложнее для него.
Я перестала гнаться за "умелками" и начала замечать концептуальные перемены и новые, даже единичные навыки, и понимать насколько эти перемены важны. Я обнаружила, что если ребенок пинает ногой подушку - я могу придумать 50 способов разнообразить это одно единственное движение. Я придумываю 50 вариантов одного и того же вопроса или определения, с пояснениями и картинками, чтобы добиться понимания. Я осознала что если нормотипичный ребенок начинает, так сказать, с ноля, то мое чадо начинает с уровня минус тысяча, так что примерять его к каким-то стандартам практически бессмысленно. Я поняла что все принципы применяемые к движениям точно так же применяются и к умственным усилиям, и что развивать их можно точно так же, вариациями и крошечными "кирпичиками" и построением мостиков от "не умею" до "уже чуть чуть умею" и до "я все могу!" и это работает! Я научилась убеждать ребенка что "я не могу" это на самом деле "я пока не придумал как это сделать, но сейчас придумаю". Я научилась определять и направлять его сильные стороны, и "подтягивать за уголки" слабые. Вместо "быстрее, дальше, сильнее" моим внутренним девизом стало "Тихо-тихо ползи, улитка, по склону Фудзи, вверх, до самых высот".
И мы ползем. И оказалось что ежели вот так уерунда ползти, то мои 700 грамм прооперированного со всех сторон счастья преображаются на глазах во вполне себе интересную личность, способную к обучению, адаптации, социализации. Но самое важное, что этот человечек все время что-то хочет. Он хочет играть, бегать, прыгать, пинать мяч, гулять, читать, решать задачки, ездить в музей и зоопарк, делать химические опыты, варить суп с мамой, ездить путешествовать, смотреть кино, валяться на полу с сестренкой, махать мечом с воплем "я воин света" и заявлять "когда я вырасту, я буду доктором". И он каждый день радуется жизни. И это важнее всего остального.
Мы редко теперь занимаемся с практиком - ездить неудобно и между музеями и парками получается что некогда - но принципы АБМ у нам примерно как заветы вождя - применяются ежечасно и ежеминутно, практически во всех наших занятиях, и я научилась быстро и качественно обучать его учителей и терапевтов нашему подходу. И да, они перестали смотреть на меня как чокнутую при слове "фельденкрайз" и "нейропластичность" начали говорить "да-да, мы знаем". Всего-то 6 лет прошло...
Помимо Данькиных успехов, я по ходу дела получила и свои - я научилась снимать боль в спине и плечах (спасибо офисной работе) за 5-10 минут неторопливого валяния на полу, я научилась смотреть на себя саму более целостно, функционально. У меня ваще напрочь пропал подход "ой, это наверное так сложно, я никогда так не смогу" по отношению к чему-либо в принципе - я ЗНАЮ, что смогу. Если не сразу, то я начинаю с простых, крошечных шагов и усложняю их потом по мере прогресса, и постепенно иду к цели. Меня перестали пугать сложные и длинные процессы на работе - я откусываю от них по кусочку, не тороплюсь, и в итоге качественно и незамет