Франкфуртская школа

Вопросы, касающиеся всех существующих религий, философия жизни

Франкфуртская школа

Сообщение Newman » Сб окт 03, 2009 1:42 am

Фра́нкфуртская шко́ла — критическая теория современного (индустриального) общества, разновидность неомарксизма. Основные представители: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Вальтер Беньямин, Лео Лёвенталь, Франц Леопольд Нейман, Фридрих Поллок, из «второго поколения» — Юрген Хабермас, Оскар Негт. Термин «Франкфуртская школа» является собирательным названием, применяемым к мыслителям, связанным с Институтом социальных исследований в Франкфурте-на-Майне; сами представители критической теории никогда не объединяли себя под таким наименованием.

Представители данной школы считали, что буржуазное классовое общество превратилось в монолитную бесклассовую тоталитарную Систему, в которой революционная роль преобразования общества переходит маргинальным интеллигентам и аутсайдерам. Современное общество технократично и существует за счет распространения ложного сознания посредством средств массовой информации, а также популярной культуры, и навязываемым культом потребления. Тоталитаризм — это практика стирания грани между приватным и публичным существованием. Франкфуртская школа существенно повлияла на различные варианты идеологии левого радикализма.

Википедия
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Франкфуртская школа

Сообщение Newman » Сб окт 03, 2009 1:43 am

ФШ (Франкфуртская школа) - это явление ХХ века, реакция на его противоречия, его трагедии и его возможности. Наивысший расцвет течения, формулировка его основных взглядов приходится на 30-е-60-е годы, то есть время торжества так называемого "фордистско-тейлористского" этапа индустриального капитализма. Индустриально-конвейерная система производства потребовала формальной рационализации, строгой научности и предсказуемости в жизни социума. Она предполагала особый тип разделения труда и всех общественных функций вообще, доходящий до детальной специализации в выполнении задач в рамках больших экономических и социальных комллексов. Таким образом, было запрограммировано детальное разграничение между руководителями и исполнителями конкретных операций, причем последние все больше отрывались от процессов принятия решений, все меньше и меньше постигали общий смысл и цель своих собственных действий, превращаясь в автоматы, которые не рассуждая исполняют приказы начальника. Люди становились придатками гигантской социально-экономической мегамашины, ее колесиками и винтиками. Ее общая направленность на максимальное извлечение прибыли и максимальный рост господства над всем и вся, над внутренней природой человека и над окружающей его средой приобретала разрушительный характер. Жизнь человека, несмотря на внешнюю рациональность и логичность, была пронизана иррационализмом и абсурдом. Никогда это не чувствовалось так, как в ХХ столетии, веке мировых войн, концлагерей и атомной смерти. Как писал Эрих Фромм, "мы не замечаем, что стали эертвами власти нового рода. Мы превратились в роботов, но живем под влиянием иллюзии, будто мы самостоятельные индивиды... Индивид живет в мире, с которым потерял все подлинные связи, в котором все и вся инструментализированы; и сам он стал частью машины, созданной его собственными руками. Он знает, каких мыслей, каких чувств, каких желаний ждут от него окружающие, и мыслит, чувствует и желает в соответствии с этими ожиданиями, утрачивая при этом свое "я"...".

Модели идеальной фабрики, работающей как единый механизм, соответствовало представление о социальном организме, который действует по централизованному, строго научному плану и управляется наиболее компетентными профессионалами - технократами, бюрократами, политиками. За людьми сохранялись в лучшем случае права периодически отбирать наиболее способных начальников и правителей, но не возможности самоуправления. При тоталитарных режимах им не было позволено даже этого, поскольку считалось, что правящие партии и вожди воплощают в себе подлинное научное знание, истину. Но, как отмечал Маркузе, "современная эпоха склонна к тоталитарности даже там, где она не произвела на свет тоталитарных государств". Резко возросла контролирующая роль государства во всех сферах жизни. Средства массовой информации, господствующие нормы и ценности пронизали своим воздействием не только внешнее поведение, но и внутренний мир отдельной человеческой личности. Человек все больше следовал заданным принципам поведения, теряя способность к критическому восприятию мира и самостоятельному мышлению. "Мы пришли к заключению, что общество станет развивается к тотально управляемому миру. Что все будет регулироваться, все!" - говорил позднее Хоркхаймер.

Дамье В. Философия Франкфуртской Школы
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Франкфуртская школа

Сообщение Newman » Сб окт 03, 2009 1:45 am

Идейные источники

* У Маркса взяты категория отчуждения, классовая борьба (где пролетариат больше не активная сила). Все противоречия капиталистического сводилось к категории отчуждения. Отчуждение ведет не только к классовому антагонизму, но его содержанием является субстанциональное содержание предметного мира, его предметно-вещественный характер. История капиталистического общества понималась как фатально необходимый процесс прогрессирующего сумасшествия разума. Идея конца истории.
* У Фрейда взята идея человека: структура личности и бессознательное. Через фрейдизм — исходя из принципа удовольствия — удовлетворяются все инстинкты, что приводит к контролю над личностью. В борьбе с природой и социальной средой человек подавляет инстинкты, руководствуясь принципом реальности, изменяет их. То есть принцип удовольствия подчиняется принципу реальности, что подчиняет человека обществу.
* У Гегеля взята диалектика. Ей заменяется диалектический материализм. Взят закон отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная диалектика, как назвал ее Адорно).
* У Лукача взята идея того, что любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтожена + идея овеществления (о возрастании формальной рациональности).
* У Вебера взято понятие рациональности, в духе которого интерпретируется категория отчуждения, к которой сводились противоречия капиталистического общества.
* У Канта почерпнуты идеи критики традиционного мышления.

Википедия
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Франкфуртская школа

Сообщение Newman » Сб окт 03, 2009 1:46 am

Origins

The Frankfurt School is generally associated with the Institute for Social Research (Institut für Sozialforschung), which was founded by Carl Grünberg in 1923 as an adjunct of the University of Frankfurt; it was the first Marxist-oriented research center affiliated with a major German university.[1] However, the school can trace its earliest roots back to Felix Weil, who was able to use money from his father's grain business to finance the Institut.

Weil was a young Marxist who had written his Ph.D. on the practical problems of implementing socialism and was published by Karl Korsch. With the hope of bringing different trends of Marxism together, Weil organized a week-long symposium (the Erste Marxistische Arbeitswoche) in 1922, a meeting attended by Georg Lukacs, Karl Korsch, Karl August Wittfogel, Friedrich Pollock and others. The event was so successful that Weil set about erecting a building and funding salaries for a permanent institute. Weil negotiated with the Ministry of Education that the Director of the Institut would be a full professor from the state system, so that the Institut would have the status of a University institution. Although Georg Lukacs and Karl Korsch both attended the Arbeitswoche which had included a study of Korsch's Marxism and Philosophy, both were too committed to political activity and Party membership to join the Institut, although Korsch participated in publishing ventures for a number of years. The way Lukacs was obliged to repudiate his History and Class Consciousness, published in 1923 and probably a major inspiration for the work of the Frankfurt School, was an indicator for others that independence from the Communist Party was necessary for genuine theoretical work.[2]

The school is perhaps particularly associated with Max Horkheimer, who took over as the institute's director in 1930 and recruited many of the school's most talented theorists, including Theodor W. Adorno, Erich Fromm, Herbert Marcuse and Walter Benjamin.[1] In any case, one of the school's defining characteristics is that it originated in the midst of Germany's troubled interwar years. As the growing influence of National Socialism became ever more threatening, its founders decided to prepare to move the Institute out of the country.[3] Following Adolf Hitler's rise to power in 1933, the Institute left Germany for Geneva. It then moved to New York City in 1934, where it became affiliated with Columbia University. Its journal Zeitschrift für Sozialforschung was accordingly renamed Studies in Philosophy and Social Science. It was at this moment that much of its important work began to emerge, having gained a favorable reception within American and English academia.

Британская Википедия:
РЕКЛАМА://en.wikipedia.org/wiki/Frankfurt_School
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426


Вернуться в Религия и философия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3