Экзистенциализм

Вопросы, касающиеся всех существующих религий, философия жизни

Экзистенциализм

Сообщение Newman » Ср сен 30, 2009 7:23 pm

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

(Википедия)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (позднелат. — ex(s) istentia — существование), или философия существования, — одно из крупнейших направлений философии 20 в. Э. возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период Второй мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э. еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В середине века Э. широко распространился и в других странах, в т.ч. и США. Представители Э. в Италии — Аббаньяно, Э.Пачи; в Испании к нему близок Ортега-и-Гассет. К Э. близки французский персонализм и немецкая диалектическая теология.
(...)
Различают Э. религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Среди своих предшественников экзистенциалисты указывают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского, Ницше. В целом на Э. оказали сильное влияние философия жизни и феноменология Гуссерля (но в каждом конкретном случае, т.е. применительно к отдельным представителям Э. этот перечень наследований и влияний специфицируется, дополняется, например, в случае Сартра следует говорить также о влиянии на него философии Декарта, Канта, Гегеля и др.). Экзистенциалисты единодушны в своем критическом отношении к предшествующей рационалистической философии, философии рефлексивного анализа.

(Новейший философский словарь - Яндекс)

А то все религия да религия...
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Экзистенциализм

Сообщение Ленор » Ср сен 30, 2009 7:51 pm

Ма́ртин Ха́йдеггер (нем. Martin Heidegger, 26 сентября 1889 — 26 мая 1976) — немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период). Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах.
Симо́на де Бовуа́р (фр. Simone de Beauvoir; 9 января 1908, Париж — 14 апреля 1986) — французская писательница, философ, идеолог феминистского движения. Подруга (оба они были против брака) и единомышленник Жан-Поля Сартра.
Мори́с Мерло́-Понти́ (фр. Maurice Merleau-Ponty; 14 марта 1908 года в Рошфор-сюр-Мер — 3 мая 1961 года в Париже) — французский философ, один из представителей феноменологии и приверженец экзистенциализма.
Модератор в отпуске ! По всем вопросам просьба обращаться к другим представителям администрации.
Как утомляет симулировать нормальность...(с)
Изображение
ИзображениеИзображение
Ленор
V.I.P.
Аватара пользователя
V.I.P.
 
Сообщения: 15919
Подарки: 60
Авторитетный человек (1) Многодетная мама (1) В поддержку кормящим мамам! (1)
Откуда: Москва
Возраст: 38
Репутация: 2093
Имя: Ленор
Зодиак: Дева
Детишки: Мой маленький букетик))

Re: Экзистенциализм

Сообщение Newman » Ср сен 30, 2009 7:53 pm

краткий курс экзистенциализма ))))
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Экзистенциализм

Сообщение Newman » Ср сен 30, 2009 8:04 pm

Что мне смерть "наших ближних", материнская любовь, что мне бог, тот или иной образ жизни, который выбирают для себя люди, судьбы, избранные ими, раз одна-единственная судьба должна была избрать меня самого, а вместе со мною и миллиарды других избранников, даже тех, кто именует себя, как господин кюре, моими братьями. Понимает он это? Понимает? Все кругом -- избранники. Все, все -- избранники, но им тоже когда-нибудь вынесут приговор. И господину духовнику тоже вынесут приговор. Будут судить его за убийство, но пошлют на смертную казнь только за то, что он не плакал на похоронах матери. Что тут удивительного? Собака старика Саламано дорога ему была не меньше жены. Маленькая женщина-автомат была так же во всем виновата, как парижанка, на которой женился Массон, или как Мари, которой хотелось, чтобы я на ней женился. Разве важно, что Раймон стал моим приятелем так же, как Селест, хотя Селест во сто раз лучше его? Разве важно, что Мари целуется сейчас с каким-нибудь новым Мерсо? Да понимает ли господин кюре, этот благочестивый смертник, что из бездны моего будущего...

Альбер Камю "Посторонний" (1942, повесть)

Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913 — 4 января 1960) — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).
В отличие от религиозных экзистенциалистов, вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.
Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.

(Википедия)
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Экзистенциализм

Сообщение Newman » Ср сен 30, 2009 8:14 pm

если бы Любовь была чистым желанием физического обладания, ее можно было бы во многих случаях без труда удовлетворить. Например, герой Пруста, который поселяет свою любовницу у себя, может видеть ее и обладать ею в любое время суток и сумел поставить ее в положение полной материальной зависимости, должен был бы излечиться от своей тревоги. Однако его, наоборот, как известно, гложет забота. Сознание — вот пространство, в которое Альбертина ускользает от Марселя даже тогда, когда он рядом с ней, и вот почему он не знает покоя, кроме как в минуты, когда видит ее спящей. Ясно, таким образом, что любовь хочет пленить “сознание”.

Сартр "Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм" ()

Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — выдающийся французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог.

В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость.

(Википедия)
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Экзистенциализм

Сообщение Ленор » Чт окт 01, 2009 12:18 pm

Newman писал(а):Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.

Newman писал(а):если бы Любовь была чистым желанием физического обладания, ее можно было бы во многих случаях без труда удовлетворить. Например, герой Пруста, который поселяет свою любовницу у себя, может видеть ее и обладать ею в любое время суток и сумел поставить ее в положение полной материальной зависимости, должен был бы излечиться от своей тревоги. Однако его, наоборот, как известно, гложет забота. Сознание — вот пространство, в которое Альбертина ускользает от Марселя даже тогда, когда он рядом с ней, и вот почему он не знает покоя, кроме как в минуты, когда видит ее спящей. Ясно, таким образом, что любовь хочет пленить “сознание”.

Newman писал(а):В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость.

:applause: :applause: :applause:
Модератор в отпуске ! По всем вопросам просьба обращаться к другим представителям администрации.
Как утомляет симулировать нормальность...(с)
Изображение
ИзображениеИзображение
Ленор
V.I.P.
Аватара пользователя
V.I.P.
 
Сообщения: 15919
Подарки: 60
Авторитетный человек (1) Многодетная мама (1) В поддержку кормящим мамам! (1)
Откуда: Москва
Возраст: 38
Репутация: 2093
Имя: Ленор
Зодиак: Дева
Детишки: Мой маленький букетик))

Re: Экзистенциализм

Сообщение Akusha » Чт окт 01, 2009 12:51 pm

Newman писал(а):Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).
В отличие от религиозных экзистенциалистов, вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым.
(Википедия)

Философия экзистенциализма, это борьба с одиночеством в этом мире. Человек живет один и умирает в одиночестве. Помните у Пушкина :"Окончен мой труд.... что ж непонятная грусть тайно тревожит меня, или стою я, как поденщик..... плату принявший свою." Если дело, которое тебя увлекло это бегство от одиночества, то Сизиф будет счастлив 3 секунды. А дальше что? :v_shock:
Akusha
А тут хорошо!
Аватара пользователя
А тут хорошо!
 
Сообщения: 159
Откуда: УФа
Возраст: 44
Репутация: 122
Имя: Има
Зодиак: Водолей
Детишки: 3 деток + большой ребенок - муж

Re: Экзистенциализм

Сообщение Ленор » Чт окт 01, 2009 1:03 pm

Akusha писал(а):А дальше что?

снова дорога к трем секундам.
Модератор в отпуске ! По всем вопросам просьба обращаться к другим представителям администрации.
Как утомляет симулировать нормальность...(с)
Изображение
ИзображениеИзображение
Ленор
V.I.P.
Аватара пользователя
V.I.P.
 
Сообщения: 15919
Подарки: 60
Авторитетный человек (1) Многодетная мама (1) В поддержку кормящим мамам! (1)
Откуда: Москва
Возраст: 38
Репутация: 2093
Имя: Ленор
Зодиак: Дева
Детишки: Мой маленький букетик))

Re: Экзистенциализм

Сообщение Ленор » Пт окт 02, 2009 1:49 pm

Наука, пытающаяся проникнуть в тайну «бытия в мире» при помощи анализа языковых средств выражения, вынуждена рассматривать их как сплошную метафору. Как прямо указывает Л. Бинсвангер, последняя «является любимым детищем экзистенциального анализа, так как она, естественно, служит средством сравнения; именно в ней с наибольшей отчетливостью раскрывается то, как человеческое существование само себя проявляет, другими словами, как оно высказывается о своем бытии и тем самым раскрывает то, как оно открыто для своего бытия».
Отсюда непосредственно следует и метод экзистенциализма и, в частности, экзистенциалистски ориентированной психиатрии: психиатр, стремящийся понять психический мир своего пациента, не должен полагаться при этом на лабораторные и экспериментальные исследования, а только на «свои вопросы»2; они должны, по возможности, касаться самых естественных, обыденных для больного вещей и событий. Вопросы, задаваемые в процессе экзистенциального анализа, «не имеют целью установить диагноз какоголибо «заболевания» или наличие того или иного «нарушения» (характерно, что психиатрыэкзистенциалисты берут эти медицинские термины в кавычки.— М. Р.). Их цель — установить, как человек, в его целостности... живет в мире... каково его индивидуальное бытие...» 3.
Таким образом, подмена гносеологического анализа психологическим, проходящая через всю концепцию экзистенциализма, фактически постулирует, как это отчетливо проявилось уже у Бергсона, бессилие разума в его попытках познать тайны жизни, ее развития. Продолжая многие положения Бергсона, экзистенциализм противопоставляет дискретный процесс интеллектуального познания непрерывному несущему потоку жизни, который есть не что иное, как постоянно совершающийся переход из одного физиологопсихического состояния в другое. Как учат экзистенциалисты, «Жизнь (Das Lebensgeschehen) можно сравнить с ежесекундно обновляющимся потоком... Нас долго несет этот поток, его течение и есть самая жизнь и становление» 4. Нас несет в рождение, в старение, в смерть; нас продолжает нести во сне, в гневе и радости, в тех подчас неприметных состояниях, которыми заполнены промежутки между этими отчетливыми переживаниями. Но не только поток жизни влечет нас в гнев или радость, мы сами есть этот гнев и эта радость, мы есть, в терминологии И. Цутта, «несущее несомое»
Модератор в отпуске ! По всем вопросам просьба обращаться к другим представителям администрации.
Как утомляет симулировать нормальность...(с)
Изображение
ИзображениеИзображение
Ленор
V.I.P.
Аватара пользователя
V.I.P.
 
Сообщения: 15919
Подарки: 60
Авторитетный человек (1) Многодетная мама (1) В поддержку кормящим мамам! (1)
Откуда: Москва
Возраст: 38
Репутация: 2093
Имя: Ленор
Зодиак: Дева
Детишки: Мой маленький букетик))

Re: Экзистенциализм

Сообщение Ленор » Сб окт 03, 2009 12:52 am

Экзистенциализм ,как явление . причины возникновения, его эволюция???
Модератор в отпуске ! По всем вопросам просьба обращаться к другим представителям администрации.
Как утомляет симулировать нормальность...(с)
Изображение
ИзображениеИзображение
Ленор
V.I.P.
Аватара пользователя
V.I.P.
 
Сообщения: 15919
Подарки: 60
Авторитетный человек (1) Многодетная мама (1) В поддержку кормящим мамам! (1)
Откуда: Москва
Возраст: 38
Репутация: 2093
Имя: Ленор
Зодиак: Дева
Детишки: Мой маленький букетик))

Re: Экзистенциализм

Сообщение Newman » Сб окт 03, 2009 1:27 am

Дам английский текст в инглиш-Википедии :D а то переводить лень, но если что - можно и через онлайн-переводчик почитать :) - РЕКЛАМА://www.РЕКЛАМА/

19th century
As early as 1835 in a letter to his friend Peter Wilhelm Lund, the Danish philosopher Søren Kierkegaard wrote one of his first existentially sensitive passages. In it, he describes a truth that is applicable for him:

What I really lack is to be clear in my mind what I am to do, not what I am to know, except in so far as a certain knowledge must precede every action. The thing is to understand myself, to see what God really wishes me to do: the thing is to find a truth which is true for me, to find the idea for which I can live and die. ... I certainly do not deny that I still recognize an imperative of knowledge and that through it one can work upon men, but it must be taken up into my life, and that is what I now recognize as the most important thing.
—Søren Kierkegaard, Letter to Peter Wilhelm Lund dated August 31, 1835, emphasis added[33]

The early thoughts of Kierkegaard would be formalized in his prolific philosophical and theological writings, many of which would later form the modern foundation of 20th century existentialism.[29][34]

Kierkegaard and Nietzsche

Søren Kierkegaard and Friedrich Nietzsche were two of the first philosophers considered fundamental to the existentialist movement, though neither used the term "existentialism" and it is unclear whether they would have supported the existentialism of the 20th century. They focused on subjective human experience rather than the objective truths of mathematics and science, which they believed were too detached or observational to truly get at the human experience. Like Pascal, they were interested in people's quiet struggle with the apparent meaninglessness of life and the use of diversion to escape from boredom. Unlike Pascal, Kierkegaard and Nietzsche also considered the role of making free choices, particularly regarding fundamental values and beliefs, and how such choices change the nature and identity of the chooser.[35][36] Kierkegaard's knight of faith and Nietzsche's Übermensch are exemplars who define the nature of their own existence. These idealized individuals invent their own values and create the very terms under which they excel. Kierkegaard and Nietzsche were also precursors to other intellectual movements, including postmodernism, nihilism, and various strands of psychology.

Dostoyevsky and Kafka

Two of the first literary writers who were important to existentialism were the Czech author Franz Kafka and the Russian author Fyodor Dostoevsky.[37] Dostoevsky's Notes from Underground details the story of a man who is unable to fit into society and unhappy with the identities he creates for himself. Many of Dostoevsky's novels, such as Crime and Punishment, covered issues pertinent to existential philosophy while offering story lines divergent from secular existentialism: for example, in Crime and Punishment one sees the protagonist, Raskolnikov, experience an existential crisis and then move toward a Christian Orthodox worldview similar to which Dostoevsky had himself come to advocate.

Kafka created often surreal and alienated characters who struggle with hopelessness and absurdity, notably in his most famous novella, The Metamorphosis, or in his master novel, The Trial. In his philosophical essay The Myth of Sisyphus, the French existentialist/absurdist Albert Camus describes Kafka's oeuvre as "absurd in principle",[38] although he also finds present the same "tremendous cry of hope" as is to be found in religious existentialists such as Kierkegaard and Shestov, and which Camus himself rejects.[39]

Early 20th century

In the first decades of the 20th century, a number of philosophers and writers had explored existentialists ideas, the only difference was in the name. The Spanish philosopher Miguel de Unamuno y Jugo, in his 1913 book The Tragic Sense of Life in Men and Nations, emphasized the life of "flesh and bone" as opposed to that of abstract rationalism. Unamuno rejected systematic philosophy in favor of the individual's quest for faith. He retained a sense of the tragic, even absurd nature of the quest, symbolized by his enduring interest in Cervantes' fictional character Don Quixote. A novelist, poet and dramatist as well as philosophy professor at the University of Salamanca, Unamuno's short story about a priest's crisis of faith, "Saint Manuel the Good, Martyr" has been collected in anthologies of existentialist fiction. Another Spanish thinker, Ortega y Gasset, writing in 1914, held that the human existence must always be defined as the individual person combined with the concrete circumstances of his life: "Yo soy yo y mi circunstancia" ("I am myself and my circumstances"). Sartre likewise believed that human existence is not an abstract matter, but is always situated ("en situación").

Although Martin Buber wrote his major philosophical works in German, and studied and taught at the Universities of Berlin and Frankfurt, he stands apart from the mainstream of German philosophy. Born into a Jewish family in Vienna in 1878, he was also a scholar of Jewish culture and involved at various times in Zionism and Hasidism. In 1938, he moved permanently to Jerusalem. His best-known philosophical work was the short book I and Thou, published in 1922. For Buber, the fundamental fact of human existence, too readily overlooked by scientific rationalism and abstract philosophical thought, is "man with man", a dialogue which takes place in the so-called "sphere of between" ("das Zwischenmenschliche").[40]

Two Russian thinkers, Lev Shestov and Nikolai Berdyaev became well-known as existentialist thinkers during their post-Revolutionary exiles in Paris. Shestov, born into a Russian-Jewish family in Kiev, had launched an attack on rationalism and systematization in philosophy as early as 1905 in his book of aphorisms All Things Are Possible.

Berdyaev, also from Kiev but with a background in the Eastern Orthodox Church, drew a radical distinction between the world of spirit and the everyday world of objects. Human freedom, for Berdyaev, is rooted in the realm of spirit, a realm independent of scientific notions of causation. To the extent the individual human being lives in the objective world, he is estranged from authentic spiritual freedom. "Man" is not to be interpreted naturalistically, but as a being created in God's image, an originator of free, creative acts.[41] He published a major work on these themes, The Destiny of Man, in 1931.

Gabriel Marcel, long before coining the term "existentialism", introduced important existentialist themes to a French audience in his early essay "Existence and Objectivity" (1925) and in his Metaphysical Journal (1927).[42] A dramatist as well as a philosopher, Marcel found his philosophical starting point in a condition of metaphysical alientation; the human individual searching for harmony in a transient life. Harmony, for Marcel, was to be sought through "secondary reflection", a "dialogical" rather than "dialectical" approach to the world, characterized by "wonder and astonishment" and open to the "presence" of other people and of God rather than merely to "information" about them. For Marcel, such presence implied more than simply being there (as one thing might be in the presence of another thing); it connoted "extravagant" availability, and the willingness to put oneself at the disposal of the other.[43]

Marcel contrasted "secondary reflection" with abstract, scientific-technical "primary reflection" which he associated with the activity of the abstract Cartesian ego. For Marcel, philosophy was a concrete activity undertaken by a sensing, feeling human being incarnate — embodied — in a concrete world.[44][45] Although Jean-Paul Sartre adopted the term "existentialism" for his own philosophy in the 1940s, Marcel's thought has been described as "almost diametrically opposed" to that of Sartre.[46] Unlike Sartre, Marcel was a Christian, and became a Catholic convert in 1929.

In Germany, the psychologist and philosopher Karl Jaspers — who later described existentialism as a "phantom" created by the public,[47] — called his own thought, heavily influenced by Kierkegaard and Nietzsche — Existenzphilosophie. For Jaspers, "Existenz-philosophy is the way of thought by means of which man seeks to become himself...This way of thought does not cognize objects, but elucidates and makes actual the being of the thinker."[48]

Jaspers, a professor at the University of Heidelberg, was acquainted with Martin Heidegger, who held a professorship at Marburg before acceding to Husserl's chair at Freiburg in 1928. They held many philosophical discussions, but later became estranged over Heidegger's support of National Socialism. They shared an admiration for Kierkegaard,[49] and in the 1930s Heidegger lectured extensively on Nietzsche. Nevertheless, the extent to which Heidegger should be considered an existentialist is debatable. In Being and Time he presented a method of rooting philosophical explanations in human existence (Dasein) to be analysed in terms of existential categories (existentiale); and this has led many commentators to treat him as an important figure in the existentialist movement.
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Экзистенциализм

Сообщение Newman » Сб окт 03, 2009 1:33 am

Статья в английской Википедии
РЕКЛАМА://en.wikipedia.org/wiki/Existentialism

Вообще, хотя при переводе статей с британской Вики приходится иногда исправлять досадные ляпы и неточности, тамошние материалы весьма информативны и толковы, и потому вполне годны для ознакомления :)
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Экзистенциализм

Сообщение Newman » Сб окт 03, 2009 1:36 am

Осознав абсурд мира, человек может испугаться, отвернуться, бежать в миражи, либо, напротив, уйти из жизни, как Кириллов в "Бесах" Достоевского. И в том, и в другом случае - самоубийство, распад личности и человеческой реальности. Напротив, жить, не питая иллюзий, вносить в мир смысл, преобразовывать вселенную, совершая подвиг Сизифа - это путь, достойный человека. И на этом пути личность проходит от изначального одиночества и потери всяческих ориентиров - к гуманистической солидарности свободных людей, отрицающих и самоубийство и убийство других людей. Ведь личность немыслима вне человечества, и все люди объединены одним общим бременем - бременем знания и свободы. Бунтующему человеку не нужны ни рабы, ни господа - ему нужны такие же свободные люди. Такие люди не стремятся раствориться в объективном мире, не ищут утешения в кумирах Прогресса, Науки или в исторических мифах,- они свободны и ответственны, они честно несут свою тяжелую ношу по жизни, не предавая человеческий удел. Отрицая богов и вечность, они утверждают свое время, свое настоящее, единственное, трепетное, неповторимое, в конечном счете,- самих себя. Бунтуя, человек не убегает из мира, и не принимает его полностью, но преобразует его и тем самым вочеловечивается сам. Рассматривая дороги и перепутья "вселенной бунта", Камю, в частности, показывает что в политике тотальное отрицание ведет к тому же рабству и диктатуре, что и тотальное принятие существующего порядка: прометеи превращаются в цезарей, сверхчеловеки начинают нуждаться в рабах. Яркий и показательный пример бунта - искусство. Камю пишет: "Искусство не есть ни тотальный отказ, ни тотальное согласие с тем, что есть". Искусство - и отказ, и согласие одновременно. Ибо тотальное отрицание в искусстве ведет к чистому формализму, к отрыву и уходу от мира, а тотальное принятие - к чистому "фотографическому реализму": и то, и другое абсолютно бесплодно, тогда как истинный художник и принимает мир, используя его материал для своих творений, и переделывает его, накладывая на косное вещество мироздания неповторимый отпечаток своего стиля.
Так, на многочисленных примерах, Камю показывает эти Сциллы и Харибды бунта, прокладывая ориентиры для трагической, но свободной и мыслящей личности, солидарной с другими такими же личностями - для Человека Бунтующего. Философия бунта Камю - выдающееся достижение гуманистической мысли современности. Она возникла в пламени антифашистского Сопротивления и была основана на осмыслении катастрофического опыта ХХ века, поставившего под сомнение само существование человека. Но еще задолго до Камю в середине XIX века многие глубокие прозрения и интуиции, предваряющие его философию бунта, были высказаны русским анархистом М.А.Бакуниным. Эта философия Бунта, честная и человечная, помогает человеку живущему в нашем жестоком, растерянном и абсурдном мире, найти прочную опору. Но эта опора - не удобные и унизительные костыли для жалкого инвалида, это оружие сопротивления, вкладываемое в руки бойца, сражающегося в окопах современности.


Рябов П. Человек бунтующий - философия бунта у Михаила Бакунина и Альбера Камю
Последний раз редактировалось Newman Сб окт 03, 2009 1:48 am, всего редактировалось 1 раз.
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426

Re: Экзистенциализм

Сообщение Newman » Сб окт 03, 2009 1:38 am

В 1957 г. К[амю] был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды К[амю] родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи К[амю] сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Когда К[амю] получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.

Хотя творчество К[амю] вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. К[амю] показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако уерунда искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм К[амю] не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно».

По мнению американской исследовательницы Сьюзан Зонтаг, «проза К[амю] посвящена не столько его героям, сколько проблемам вины и невиновности, ответственности и нигилистического безразличия». Полагая, что творчество К[амю] не «отличается ни высоким искусством, ни глубиной мысли», Зонтаг заявляет, что «его произведения отличаются красотой совершенно иного рода, красотой нравственной». Английский критик А. Альварес придерживается того же мнения, называя К[амю] «моралистом, сумевшим поднять этические проблемы до философских».


Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
Где-то между любовью и ненавистью
Newman
Я тут уже не гость!
Аватара пользователя
Я тут уже не гость!
 
Сообщения: 861
Подарки: 3
Колясочка (1) Розочка (1) Подсолнухи (1)
Репутация: 426


Вернуться в Религия и философия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2