Диана В » Ср ноя 01, 2006 1:33 am
Накопала тут несколько статеек на РЕКЛАМАе посвященном грудному вскармливанию, написанных консультантами по грудному вскармливанию:
"Отлучение от груди – когда?
В наше время сохранилось предубеждение, что ребенка более года кормить не нужно, что молоко уже не приносит пользы, сосание груди вообще не является необходимым в таком возрасте, а совместный сон с матерью принято считать неуместным. К сожалению, многие женщины воспитывались именно на таких понятиях и не имеют представления о том, как ребенок ведет себя у груди в возрасте более года.
Когда малышу исполняется год, никаких особенных изменений не происходит. Потребности у него остаются те же. Он также нуждается в материнской ласке, общении, сосании груди, у которой он находил защиту и успокоение весь этот год. В сосании у малыша ярко выраженная потребность, к этому процессу он прибегает в основном перед сном и после сна, запивает молочком еду, прикладывается к груди, когда расстроен или испуган. Это и есть определенный психологический аспект. Именно эти взаимоотношения с матерью помогут в дальнейшем ребенку вырасти самостоятельным и строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми. На руках у матери, у ее груди малыш познает мир, учится доверять. И препятствовать этому формированию мировоззрения маленького человечка было бы глупо.
Хочется сразу же разрушить старые предубеждения – молоко после года не теряет своей питательной ценности. Оно уже не удовлетворяет потребности малыша в полной мере, но все равно является необходимым питанием маленького человечка. По исследованиям Всемирной Организации Здравоохранения, именно к 15 месяцу кормления в женском молоке концентрируется наибольшее количество белков, что благоприятно влияет на иммунную систему ребенка. Молоко по прежнему защищает ребенка от проявления аллергических реакций, снабжает его витаминами, минералами, антителами ко многим заболеваниям. Очень важным является период до трех лет, когда формируется нервная система и сосание груди является мощным психологическим фактором, который благоприятствует постепенному и гармоничному ее развитию. Также стоит придать большое значение факторам, оказывающим влияния на формирование мозга малыша. По отдельным исследованиям дети, находящиеся на естественном вскармливании, проявляли большие способности в обучении и отличались уровнем интеллекта. К сожалению, многие женщины рассматривает длительное вскармливание как ненужную психологическую зависимость от груди и потакание капризам ребенка. Я Вас уверяю, в жизни Вашего малыша будет еще ни одна зависимость, а сосание груди - вполне нормальная физиологическая зависимость ребенка. То, о чем говорим мы – естественная потребность. Это еще раз дает нам повод задуматься, почему дети так по-разному развиваются и в разное время перерастают определенные потребности. Начинать нужно именно с беременности матери, со сложившихся взаимоотношений между парой мама-малыш с первых дней жизни ребенка. Я часто замечаю, что дети, которых мамы приучают с самого начала к самостоятельности, оставляя в кроватке "заниматься своими делами" и придерживаются режима в кормлении, более зависимы и длительное время не могут познавать мир без матери. Напротив же дети, получившие опыт ношения на руках и кормления по требованию, намного быстрее адаптируются к окружающему миру и проявляют свою первую самостоятельность, у них раньше происходит период отделения ребенка от матери. Все это объясняется тем, что только уверенный в надежности матери и ее готовности прийти по первому его зову на помощь помогают ступить в новый мир без опасений и воспринять его открытой душой. Такие дети не испытывают дефицита любви, они полны желания что-то узнавать, любить также самоотверженно и нести свою радость миру. Дети, которых не берут на руки, не целуют, не ласкают, не дают успокаиваться у груди, боясь избаловать, не могут получить ожидаемый опыт общения, научиться строить отношения между себе подобными. Они переживают подавленность, страх перед неизвестным и воспринимают мир чем-то враждебным и чужим.
Процесс лактации построен в определенную цепочку и рассчитан на то, что потребность в молоке будет регулировать именно ребенок. И торопить его означает вмешиваться в установленный эволюцией природный процесс. Если ребенок нуждается в сосании – на то есть определенные причины. Ко всему прочему, молоко матери в период приближения к окончанию грудного вскармливания похоже на молозиво, таким образом, оно готовит иммунную систему ребенка к тому, что вскоре ей придется работать самой. Дети, которых отлучили преждевременно, лишаются этой ценной молозивоподобной жидкости. Понимая смысл наших заложенных потребностей мы приходим к тому, что вмешиваться в природный процесс недопустимо. Особенно хочу обратить на это внимание мам деток, рожденных раньше срока или прошедших определенные неврологические проблемы. Даже если Ваш малыш хорошо себя чувствует и развивается, не забывайте, что его потребности в груди могут быть более выражены, чем у других детей. Преждевременное отлучение от груди может стать причиной психического расстройства даже самого здорового и уравновешенного ребенка.
Ребенок, который готов к отлучению, реагирует спокойно на просьбу мамы подождать с прикладыванием. Он может вообще забыть об этом через некоторое время. Прикладывания происходят преимущественно перед сном. Днем малыш может засыпать без груди. Большое значение имеет и готовность груди к отлучению. Если грудь при отсутствии прикладываний в течение суток наполняется – Вы не готовы окончить грудное вскармливание и рискуете своим здоровьем. Немедленного окончания кормления грудью требуют определенные ситуации – серьезная болезнь матери, лечение которой не получилось совместить с грудным вскармливанием, физическое истощение, повышенная утомляемость.
Очень важно для мамы и ребенка, чтобы отлучение произошло по их обоюдному согласию. Только в этом случае они оба естественно завершают процесс вскармливания, что благоприятно сказывается на здоровье и мамы, и малыша.
Очень хочется сказать мамам – не принимайте на веру все прочитанное в книгах. Только Ваше материнское сердце и заложенные природные инстинкты могут подсказать правильное решение. Здоровья Вам и Вашим деткам!"
"Хватает ли молока?
Этот вопрос задает себе каждая мама, даже если ее ребенок хорошо набирает в весе. А что говорить о тех случаях, когда ребенок становится беспокойным, странно ведет себя у груди, не добирает вес…. Прежде, чем вводить докорм, важно разобраться, а в нехватке ли причина?
Необходимо помнить, что у новорожденного множество причин для плача. И голод стоит далеко не на первом месте. Первое, что Вы должны сделать при подозрениях в недостатке молока – посчитать, сколько раз в день малыш писает. Количество мочеиспусканий ребенка в первые 10 дней жизни равняется его возрасту. С 10-14 дня малыш, которому молока хватает, писает от 12 раз в день. Критическая цифра – 6 мочеиспусканий, при которой нужно срочно принимать меры (вызвать специалиста по ГВ, разработать технику кормления, при необходимости ввести временный докорм. Этот вопрос обязательно обсудить с педиатром). В случае нехватки молока нужно помнить об опасности обезвоживания, основные его признаки - моча начинает иметь цвет и запах, слизистые становятся сухими, кожа перестает быть упругой, ребенок вялый, родничок западает внутрь.
Если малыш плохо набирает в весе, важно понять причину. И чаще всего виной этому неправильно организованное грудное вскармливание (ГВ):
1. Мама часто перекладывает ребенка от одной груди к другой, т.е. ребенок питается преимущественно передним молоком, не дополучает заднее и, как следствие, плохо набирает в весе. Такое перекладывание часто приводит к так называемой временной лактазной недостаточности (ЛН) - жидкий стул, с зеленью и пеной, плохая прибавка в весе. Через сутки после того, как мама начинает правильно кормить ребенка, в большинстве случаев все нормализуется.
2. При гиперлактации, когда количество вырабатывающегося молока больше, чем нужно ребенку. В этом случае мама кормит ребенка передним молоком, а заднее сцеживает. Также могут проявиться симптомы ЛН.
3. В промежутке между кормлениями малыш получает соску. В этом случае актуальны 2 отрицательных момента. Первый – ребенок удовлетворят свой сосательный рефлекс, грудь сосет вяло, количество прикладываний уменьшается и маминой груди отводится только роль кормилицы (т.е. очень важные прикладывания для комфорта уходят). Второй – формируется неправильный захват соска, что не обеспечивает необходимой стимуляции груди.
4. Ребенок получает кроме молока другую жидкость, особенно в количестве более 20 мл в день.
5. Очень распространенная проблема – неправильное безболезненное прикладывание к груди. Приводит к снижению выработки молока.
6. Ошибки в уходе за ребенком, когда он получает стресс от занятий динамической гимнастикой, при проныривании, обливании и других процедурах, к которым малыш еще не готов.
7. Прикладывания в количестве 6-7 раз в сутки не обеспечивают необходимой стимуляции груди.
8. Отсутствие ночных кормлений.
9. Лактационный криз, когда у мамы снижается выработка молока. Большинство женщин через это проходят, даже не замечая криза. В это время ребенок начинает чаще прикладываться к груди и через 3-7 дней лактация восстанавливается.
Выработка необходимого количества молока зависит от выработки соответствующего количества гормонов – пролактина и окситоцина. На выработку пролактина оказывает влияние частота прикладываний к груди, правильное сосание, наличие ночных кормлений. На выработку окситоцина – эмоциональное состояние кормящей мамы. Самый действенный способ увеличения выработки молока – частые прикладывания к груди (1 раз в час-полтора), кормление ночью не менее 2 раз в период с 3 до 8 утра, массаж груди под теплым душем, отсутствие посещений мамы и ребенка другими людьми. Контакт мамы и ребенка играет большую роль в период лактации, обеспечить который очень помогает ношение малыша в слинге. Переживания мамы также отрицательно сказываются на выработке молока. В период восстановления лактации можно подключать лактогонные средства (травяные настои, чаи для повышения лактации, гомеопатические препараты).
Детки, находящиеся на ГВ, развиваются иначе, чем искусственники. Нормы набора веса тоже отличаются. По данным Международной Молочной Лиги детки 3-4 мес. набирают 113-127 гр. в неделю, 4-6 мес. 85-142 гр. в неделю, 6-12 мес. – 42-85 гр. в неделю (на одном грудном молоке, поэтому вес снижается и возникает необходимость в прикорме).
Грудное вскармливание – начало начал?
97% женщин способны кормить грудью. И лишь 3% не могут это делать по определенным причинам. Почему же большинство женщин не использует этот ценный дар природы и отдает дань таким благам цивилизации, как искусственное вскармливание? Вопрос актуальный на сегодняшний день. Ответ же на него простой – мы разучились воспитывать детей, мы нарушили ту связь, которая нас с ними прочно соединяет. Ведь сама организация грудного вскармливания, о которой мы часто говорим, пришла к нам с древних времен. И если мы прислушаемся к себе, то с удивлением заметим, что все это несем в себе с момента рождения. Беда нашего общества в том, что вскармливанию мы отводим скромную роль получения ребенком пищи для последующего физического развития. И не задумываемся, что именно с периода грудного вскармливания и взаимоотношений с матерью начинается психоэмоциональное развитие ребенка и формирование его как личности.
Давайте рассуждать. С чего же начинается наш материнский путь? Скорей всего с посещения магазинов и выбора аксессуаров для детской комнаты, в который мы потом так настойчиво пытаемся приучить жить маленького человечка, укладывая в его кровать с двадцатой попытки и жалуемся родственникам, что ребеночка наверное беспокоит что-то и скорей всего болит животик, из-за которого он никак не хотел улечься в постель и освободить маму от забот. Вся проблема именно исходит от забот. Почему мы стали воспринимать уход за ребенком как тяжелое бремя? Почему мы не стараемся сделать его неотъемлемой частицей своей жизни, позволить малышу всегда быть рядом и прислушиваться к нему сердцем? А чтобы сделала в Вашей ситуации мама вне цивилизации? Полагаю, она бы положила ребенка рядом и через десять минут они бы мирно спали вместе до утра. Почему? Да потому, что мама чувствует потребности малыша и отвечает на его зов. Мы же привыкли все решать за своих детей самостоятельно. И так из поколения в поколение. После подобного воспитания ждем не дождемся, когда же пробьет наш звездный час, а большинство даже испытывает удовольствие от подчинения себе более слабого и зависимого существа, убеждаясь в собственной значимости и авторитете. Вот мы и подошли к проблеме изначально неверно построенных взаимоотношений между матерью и ребенком, который далее будет жить и творить исходя из полученного собственного опыта. И именно этот опыт, передаваемый далее, будет заглушать в подрастающем человечке способность понимать и чувствовать, самоотверженно любить. Как же мы можем любить, не познав самоотверженную любовь матери, ее руки, ласки? Как мы можем быть уверенны в себе, если не были уверены в матери, в ее готовности прийти на первый зов, защитить, обнять, дать почувствовать тепло и надежность? А ведь так просто все задумано в природе и так просто мы могли бы осуществить задуманное. А начать нужно всего лишь с кормления грудью. Давайте определим самый важный этап кормления и единения - ручной период. Именно в этот период ребенок начинает познавать этот огромный окружающий его мир. Это мир не похож на тот, в котором он жил. Но одно осталось неизменно и именно к этому неизменному он и стремится, как ко спасению – к родной маме. Он чувствует ее тепло, знакомое биение сердца, знакомый запах. Он может спать и кушать не разлучаясь с этим родным существом. И это его самое большое желание – быть там, где уютно, безопасно и где его любят. Разве можно ему отказывать в этом? Разве целесообразно говорить об избалованности? В период беременности Вы были единым целым. Почему бы не продолжать это путь? Ручной период – первый шаг к самостоятельности. Невозможно обрести независимость не пройдя через полную зависимость от матери. Именно мать научит ребенка жить в этом сложном мире. Именно она заложит в нем способность любить, любя его и отдавая себя всю этой любви. И именно она построит надежный фундамент на всю жизнь – будет кормить его ценнейшим, что есть у матери за всю историю мироздания – собственным молоком. Вы спросите, почему же нельзя ребенка кормить молоком животных? Ну почему же, кормить-то можно. Только состав молока других животных соответствует потребностям их детенышей. Почему же мы, матери, не осознаем того, что наше и только наше молоко является той пищей, к которой приспособлен наш малыш с рождения? Ведь определено природой, что своим молоком подобный кормит подобного. Ведь материнское молоко удовлетворяет все потребности малыша. Я приведу маленький пример. Почему вначале у матери появляется именно молозиво? Организм малыша еще не способен переваривать большое количество жидкости. Его почки не справятся с такой нагрузкой. И природа дала время на адаптацию – из груди мамы ребеночек получает первые капли ценнейшего молозива, поистине уникальному питанию. Молозиво содержит большое количество лейкоцитов, иммуноглобулинов, содержит факторы роста, они способствуют созреванию кишечника. А как важен тот факт, что молозиво еще обладает слабительным действием, благодаря ему из организма вместе с меконием (первородным стулом) выводится билирубин, что предотвращает появление желтухи. Процент детей, перенесших физиологическую желтуху, намного больше у тех, кто не получил в качестве первой пищи молозиво. К тому же, дети, не получившие первого питания – молозива, чаще страдают кишечными заболеваниями. Пройдя этот этап, малыш становится готов к приему молочка. Мы видим, что в природе важна определенная цепочка, по которой с самого начала проходит наше развитие. Эта гармония обеспечивает нас всем необходимым на определенном этапе жизни.
О ценности материнского молока можно говорить очень много. А если посмотреть в природу, можно понять прописную истину – каждое, даже самое незначительное на наш взгляд звено цепочки, играет важную и определенную роль. А мы сами теряем эти звенья, подчиняемся установленным обществом нормам и не доверяем нашему природному материнскому инстинкту. Может, стоит над этим задуматься? Воспитывать детей так, как велит материнское сердце? Не ограничивать их в ласке, любви, понимании? Отдавать им наше сердце, вкладывать свою душу? А наши дети станут нашей самой большой радостью, гордостью и наградой за то, что мы – Матери."
Как быть? Решать Вам самим.
Мой ребенок до сих пор прикладывается к груди, несмотря на то что молоко уже закончилось, если он получает от этого сосания еще что-то полезное, кроме питания - почему бы и нет.